больше text меньше

Буддийский храм, вернее, монастырь в Таиланде, это не просто одно здание, а целый комплекс сооружений, храмов и памятников в пределах двора, окружённого стеной. В Таиланде освящено около 30 000 буддийских монастырей. Вне зависимости от региона, все тайские монастыри имеют единую архитектурную композицию и общий стиль. Монастырь может включать в себя не только залы собраний, но и монастырские постройки, усыпальницы, школы, спортивные площадки и т.д.

Тайский монастырь, за редким исключением, состоит из двух частей: пхутта-вата и сангха-вата.

Structures of Temple
Монастырские сооружения и их названия
Пхутта-ват

Пхутта-ват, это территория монастыря, посвящённая Будде. Обычно на ней расположены следующие здания:

Чеди
Chedi
Чеди

Иногда переводится как ступа или даже пагода. Как правило, это сооружение в виде колокола без доступа вовнутрь, где хранятся буддистские реликвии, но оно может быть построено над прахом королей или святых. Колоколообразную форму чеди приобрела в золотой век Аютии.

Пранг (пхра-пранг)

Пранг – это высокий храм в виде башни со стройным шпилем, как правило, богато украшенный резьбой. Они являлись характерной чертой религиозной архитектуры кхмеров, и позднее, в периоды Аюттии и Раттанокосин, были заимствованы тайскими строителями. В Таиланде пранг сопровождает лишь наиболее почитаемые религиозные сооружения.

Первые пранги в Таиланде были построены, например, в Пхимаи, Кхао-Пханомрунг и Лопбури в период с начала X века до конца XII века, когда эта территория входила в состав Ангкорской империи. Они были возведены древними кхмерами, примерно в тоже время построившими ни с чем несравнимый храм Ангкор-Ват, в соответствии с заново созданными ими традициями удивительно самобытной архитектуры, основанной на догматах древнеиндийских Упанишад. Но кхмерские зодчие настолько превзошли своих учителей, что их искусство по праву можно назвать «иной архитектурой».

Prang
Пранг

«Современные» пранги представляет собой очень стройные и устремлённые ввысь сооружения, в искажённых пропорциях которых замысел древних кхмерских архитекторов можно лишь подозревать. Ярчайшим примером является Ват Арун, одна из достопримечательностей Бангкока. Знаменитый Ват Пхракео имеет шесть прангов, расположенных в один ряд. Ещё одним образцом может служить архитектоника храма Ват Пхо в Бангкоке, где четыре пранга расположены по сторонам света, а также пять прангов храма Ват Пхичиятикарам в Тхонбури.

Убосот или бот

Бот, также называемый убосот, является монастырским залом посвящения. Это место, где новые монахи принимают постриг. Можно безошибочно узнать здание бота по шести пограничным камням, называемым бай-сема, которые определяют пределы его священной территории. Как правило, в боты допускаются только монахи. Здание выходит на восток, в нём обычно располагается алтарь и одно или несколько изображений Будды. Остроконечные фиалы на коньках крыш называются чофа и представляют собой стилизованную голову Гаруды.

Вихан или вихара

Это понятие, обозначавшее «уединенное место, в котором пребывают», изначально восходит своими корнями к «жилью» или «прибежищу», которое странствующие монахи использовали для остановки на время сезона дождей. Сегодня это прибежище священных изображений Будды, где миряне творят свои молитвы. Хотя в храме всегда есть только один бот, виханов может быть несколько.

The Boat
Убосот или бот
Пхрамондоп

Пхрамондоп или мондоп встречается лишь в некоторых храмах. Деревянный мондоп Хопхрамунтьентам был первым зданием в Большом дворце, построенном на верхней террасе. Он представлял собой своеобразную библиотеку, где хранились священные буддистские писания, но погиб в пламени пожара в результате попадания фейерверка вскоре после того, как был возведён храм Изумрудного Будды. Король Рама I приказал построить Пхрамондоп на месте Хопхрамунтьентам для размещения новой редакции буддийского канона.

Он создан образцу мондопа в провинции Сарабури, покрывающего отпечаток стопы Будды. Стены Пхрамондопа покрыты зеленой глазурованной плиткой инкрустированной золотыми медальонами с изображениями Будды. В основании стен двумя рядами выстроились позолоченные скульптуры ангелов-хранителей, каждый из которых имеет собственную внешность.

По четырём углам Пхрамондопа установлены каменные изваяния Будды, вырезанные в яванском стиле в IX веке. Шестнадцать двенадцатигранных колонн поддерживают сложные многоуровневые крыши. Пхрамондоп закрыт для посещений публики.

Viharn
Вихан или вихара
Хотрай

Хотрай является библиотекой в тайских буддистских монастырях, и может принимать самые разнообразные формы и размеры. На протяжении многих веков священные писания Трипитака записывались на пальмовых листьях. Чтобы сохранить их от влаги и термитов, библиотеки почти всегда строили на сваях, поднимающих здание над землёй. Кирпич более охотно использовали при строительстве как более эффективное средство в борьбе с термитами. По той же причине хотрай иногда возводили посреди искусственного водоёма.

Традиционно Трипитака состояла из отдельных пальмовых листов, каждый из которых имел размер около 50 сантиметров в длину и от 4 до 6 сантиметров в ширину. Их сшивали в стопки, содержавшие от 20 до 40 страниц. Переплётом служили две деревянные дощечки из ценных пород дерева, эти книги затем оборачивали тканями и хранили в специальных шкафах. Шкафы, часто украшали изысканными перламутровыми инкрустациями или расписывали позолотой по черному лаку. Великолепные образцы книжных шкафов можно увидеть в Национальном музее в Бангкоке. А Трипитака печатается ныне типографским способом.

Mondop
Мондоп
Сала́ или сала́-канпарые́н

Это открытый павильон, используемый в качестве беседки, защищённой от солнца и дождя. Большинство из них имеет входы со всех четырёх сторон. Они встречаются по всему Таиланду на территории буддистских монастырей, или ватов, хотя могут быть расположены и в других местах. Человек, построивший сала в монастыре или в общественном месте, стяжает духовные ценности. Сала, расположенная на территории монастыря, называется салавата. Некоторые монастыри имеют очень большие сала, где миряне могут послушать проповеди или получить духовные наставления. Они называются сала́-канпарые́н (павильон, где монахи готовились к экзамену на дословное воспроизведение канонов на пали и на тайском).

В прежние времена буддистское учение преподавалось мирянам только в сала́-канпарые́н, которые являлись общими залами различной величины, сообразно размеру прихода. Лишь очень немногие монастыри имели большие сала́-канпарые́н, напоминавшие собой боты или вихары. В некоторых случаях сала́-канпарые́н строились на высоте около двух метров от земли.

Колокольня (хо-рака́н)

Хо-рака́н в переводе на русский язык, означает колокольня. Большая часть храмов имеет башню колокола или барабана, которые созывают верующих. Колокол звучит (но не малиновыми звонами, конечно), чтобы оповестить верующих об утренних и вечерних часах. Важным временем суток являются 11 часов, когда объявляется о времени последней трапезы монахов. В монастырях восточных провинций, помимо колокольни, можно также видеть барабанную башню, называемую хо-клон. Нередко колокола и барабаны располагаются в одном и том же небольшом сооружении. Как это часто случается в Таиланде, колокола делаются из дерева, например, в храме Ват-Баннонгплакенг в провинции Сисакет. Хороший пример можно также найти в храме Ват-Камчанод.

Ho Trai
Хотрай
Пхра-Рабьен

Пхра-Рабьен – это галереи внутреннего монастыря храма Ват Пхо. Здесь установлены статуи сидящего и стоящего Будды. Внутри монастырской ограды находятся 150 статуй Будды, а ещё 244 расположены на внешней стороне. Сегодня все эти статуи, покрытые листами сусального золота, заключены в стеклянные витрины, защищающие их от птиц, летучих мышей и непогоды. С каждой стороны убосота находится вихара, а по углам расположены пранги. В восточной вихаре находится статуя Будды, сидящего под деревом бодхи, или Пангма-Ри́чаи. Кроме того, в восточной вихаре есть огромная статуя стоящего Будды, называемая Пхра Будда Локнат Сатсадачан. Это образ Просветлённого Будды. Статуя была привезена сюда из храма Ват-Пхрашрисанпет в Аюттхае. Здесь же установлена стела с эпиграфической надписью в память основания храма Ват Пхо.

В южной вихаре находится статуя Будды, читающего свою первую проповедь пяти ученикам. Северная вихара являет статую Будды, уединившегося в лесу, которую называют Пхра-Палелай. В западной вихаре находится статуя Будды, называемая Паннакпрок, изображающая его сидящим под капюшоном нага.

Сангха-ват

В сангха-вате устроены помещения для проживания монахов. Они также расположены во внутренних пределах стен, окружающих все строения монастыря. Территория сангха-ват может быть застроена следующими сооружениями:

Кути

Кути - это монашеские кельи. Здесь монахи занимаются медитацией и спят. Во всех тайских монастырях есть жилая территория для монахов, на которой не могут располагаться освящённые здания. Исключением из этого правила окажется лишь храм Ват Пхракео в Бангкоке. Монахи не живут здесь, поскольку они не могут утвердиться в стенах дворца. Жилая зона монастыря почти всегда расположена южнее «буддистских святынь», как переводится с тайского пхутта-ват, территории, где находятся освящённые постройки. Но есть несколько храмов, в которых сангха-ват лежит к востоку от пхутта-вата.

Кути строятся на общей террасе, носящей название кана́, на которой может находиться от 6 до 10 келий.  Старший монах в такой группе называется чаокана́. Около десятка чаокана́ находятся под попечением рачакана́. Старший рачакана́ имеет титул сомдетрачакана́. Одновременно он является настоятелем монастыря.

Скульптура
Нага
Naga
Нага

Предание о нагах очень широко распространено во всех буддистских странах Азии. В большинстве из них, образ нага, великого и мудрого змея или дракона, был адаптирован к местной культуре. На Тибете, наги ассоциировались с клу, живущими в озерах и подземных потоках и стерегущими сокровища. В Китае нага почитается как лоонг или дракон.

Буддистские нага, как правило, имеет вид огромной змеи, похожей на кобру с одной или с множеством голов. Большинство мифологических нагов способно использовать волшебство, чтобы превратиться в подобие человека.  В буддистском искусстве их иногда изображают в виде змеи с человеческим торсом и головой, над которой нависают головы змей или дракона.

Один из нагов, приняв человеческое обличие, попытался сделаться монахом, когда ему объяснили, что посвящение в духовный сан для него невозможно, Будда научил его, как гарантировать себе перерождение в теле человека, которое позволит ему стать монахом. В главе «Девадатта» Лотосовой Сутры, есть история о восьмилетней девушке-наге, которую проповедь Манджушри мгновенно превращает во взрослого мужчину, сразу же достигающего полного просветления. Этот рассказ иллюстрирует распространённые в учении махаяны иронические воззрения на то, что стать Буддой и просветлённым не может тот, кто не является мужчиной, взрослым и человеком. Если существо достигло совершенства своей практики, оно способно мистическим образом преобразить своё тело и таким образом продемонстрировать ничтожность физической оболочки.

Якша
Yaksha
Якши

Это название обширной категории духов природы, как правило, доброжелательных, которые являются хранителями природных сокровищах, спрятанных в земле и корнях деревьев. Они присутствуют в индуистской, джайнистской и буддистской мифологии.

В буддистской мифологии якши являются слугами Вайшраваны, охранителя Севера и скрытых в земле сокровищ, благодетельного божества, защищающего праведных. Этот термин также относится к двенадцати небесным генералам, которые охраняют Бхайшаджьягуру, Будду Медицины.

Согласно Махавамса, принц Виджая случайно обнаружил королевство якши. Он одолел короля Махакаласена и королеву Гонда в столице якши Ланкапуре, и женился на их дочери, принцессе Поламитте. Ланкапурой, возможно, была Аритхра или Виджитхапура. Якши стали верноподданными династии Виджая, а предводители якши занимали в дни празднеств равное положение с королями Шри-Ланки.

Хонгса

Хотя Хонгса является популярным образом в тайской архитектуре, о его происхождении известно немногое. В древних фресках, картинах и скульптурах Хонгса имеет схожие черты с лебедем или гусем. В индуистской религии Хонгса, или Хамса, является ваханой, ездовым животным, Брахмы и аватарой Вишну.

Каменная скульптура льва

Lion Stone Sculpture
Каменная скульптура льва

Лев является одним из самых убедительных символов буддизма. Традиционно лев ассоциируется с королевскими привилегиями, силой и властью. Поэтому, он – присущий символ Будды, который по преданию был принцем королевской крови. Учение Будды, которое иногда называют «рыком льва», опять же свидетельствует о его силе и мощи.






Время в Бангкоке 08:58 
Прогноз погоды в Бангкоке